?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ДЖЕНТИЛЕ БЕЛЛИНИ

  • Mar. 19th, 2010 at 11:32 AM
голова

КАТАЛОГ

Альбом: Картинки

Портрет дожа Джованни Мочениго. Ок.1478. Дерево, темпера. Музей Коррер, Венеция.

Более определенный сдвиг в сторону безусловно кватрочентистской стилистической модели мы находим у Джентиле Беллини. В 1429 г. он был избран официальным художником Венецианской республики. Когда мы говорим о Венецианской республике, то надо иметь в виду, что в 70-х гг. XV века в Палаццо Дожей случился страшный пожар, который уничтожил бòльшую часть живописной декорации дворца. Престарелому Тициану и крупнейшим живописцам Венеции, среди которых были Веронезе и Тинторетто, нужно было срочно восстанавливать погибшие работы, писать новые портреты для галереи дожей, панно для стен, потолков, залов палаццо Дукале, а старая живопись исчезла, погибла, в том числе и официальные работы Джентиле Беллини, Джованни Беллини, молодого Тициана.


Альбом: Картинки

Портрет султана Магомета II. 1480. Холст, масло. Национальная Галерея, Лондон.

Из картин Джентиле сохранилось немного - в основном произведения, которые писались для братств или по другим заказам. Он ездил в Константинополь, ко двору султана Магомета II. Магомет обратился к правительству Венецианской республики, чтобы ему прислали европейского художника. И был послан Джентиле Беллини, который написал портрет султана. Портрет этот сохранился. Он изображает явно мудрого правителя. Джентиле получил титул бея за этот портрет. В Турции он много рисовал, идя по стопам своего отца, и привез оттуда рисунки, которые охотно показывал в Венеции. Они копировались, воспроизводились, они ходили среди венецианских художников, а может быть, и не только венецианских. Это оживило интерес к Востоку, на сей раз уже не к византийскому, а к турецкому. Турецкие, или, шире говоря, мусульманские мотивы будут иногда встречаться, по крайней мере, на уровне типажа, отдельных архитектурных примет у Витторе Карпаччо и некоторых других художников XVI века.

Альбом: Картинки

Портрет Катарины Корнаро, королевы Кипра. 1500. дерево, масло. Музей Изящных Искусств, Будапешт.

Одной из наиболее известных вещей Джентиле Беллини является «Торжественная процессия братства на площади Сан Марко в Венеции». Здесь есть свой сюжет. Картина написана, чтобы увековечить чудо, связанное с деятельностью этого братства. Во время торжественной процессии, когда несли одну из реликвий братства, свершилось чудо – перед этой реликвией преклонил колени благочестивый приезжий, купец из города Брешии, у которого болел сын, так что никто не мог его вылечить, и благодаря богобоязненности отца, его молитве перед реликвией, сын чудесным образом исцелился.

Альбом: Картинки

«Процессия на площади св.Марка». 1496. Холст, темпера. Галерея Академии, Венеция.

Но надо специально всматриваться в эти огромные группы, составляющие десятки и десятки фигур, для того, чтобы найти собственно центр сюжета, – немолодого человека в красной одежде, преклоняющего колени перед реликвией, которую несут под балдахином. Зато очень четко, почти документально, как-то суховато-протокольно, изображена и сама процессия, и среда, в которой она проходит.
Я уже говорил, что венецианцы любили торжества, умели их обставить очень пышно, у них был к этому вкус, большая традиция, и мы ощущаем размеренность движения этой почти нескончаемой группы людей, огромного количества зрителей по сторонам. Есть некоторая монотонность в передаче фигур переднего плана, но зато этот торжественный, хотя и суховатый ритм, выражен достаточно четко. Фигуры, заполняющие центральное пространство площади по одиночке и группами, нужны художнику как стаффаж для оживления пустого пространства. И кроме того, в своей постепенно уменьшающейся перспективе, они дают представление о размере этой знаменитой пьяццы (площади).

Альбом: Картинки

«Процессия на площади св.Марка» (Фрагмент). 1496. Холст, темпера. Галерея Академии, Венеция.

Пожалуй, здесь самое интересное – это архитектурная среда, изображенная тоже совершенно достоверно и документально. Мы сразу узнаем то, что сохранилось в Венеции и до наших дней: фасад Сан Марко с его пятью порталами, золотые византийские мозаики в тимпанах этих порталов, четыре эллинистические статуи коней над центральным порталом, играющие холодным блеском свинцовые купола; виден край Палаццо Дожей, туда уходит Пьяццетта (маленькая площадь), которая выходит на лагуну, видна аркада Палаццо Дукале, а остальные здания не сохранились, они были перестроены в XVI в. архитектором Сансовино в стиле зрелых возрожденческих форм. И как выглядела в подробностях эта площадь - одна из прославленнейших площадей Европы в XV столетии - историки архитектуры могут представить в деталях по этой работе Джентиле Беллини.

Альбом: Картинки

«Процессия на площади св.Марка» (Фрагмент). 1496. Холст, темпера. Галерея Академии, Венеция.

Это произведение буквально может быть иллюстрацией к главе об истории Венеции как города, как архитектурного организма. Сохранилась картина Джентиле Беллини из цикла «Истории св. Марка». Святой Марк – покровитель Венеции, наиболее почитаемый здесь святой. Святой Марк проповедовал и принял мученичество в Египте, в Александрии, там он был и похоронен среди прочих неопознанных тел. Потом, согласно хроникам чудес, венецианцам было послано знамение, что они должны найти тело св. Марка, переместив его в свой город, что Венеция будет стоять, пока тело св.Марка, покровителя города, будет храниться у них. Венецианцы очень долго, на протяжении нескольких столетий, пытались похитить тело св.Марка у мусульман, и чудесным образом, сам св. Марк явился им и указал, где искать его тело. Венецианцы похитили тело св.Марка и перевезли его в Венецию. В Соборе св.Марка хранятся мощи апостола. Эту историю в XVI в. расскажет в своих полотнах Тинторетто. Художники изображали ее неоднократно, в том числе и Джентиле Беллини. Это произведение буквально может быть иллюстрацией к главе об истории Венеции как города, как архитектурного организма. Сохранилась картина Джентиле Беллини из цикла «Истории св. Марка». Святой Марк – покровитель Венеции, наиболее почитаемый здесь святой. Святой Марк проповедовал и принял мученичество в Египте, в Александрии, там он был и похоронен среди прочих неопознанных тел. Потом, согласно хроникам чудес, венецианцам было послано знамение, что они должны найти тело св. Марка, переместив его в свой город, что Венеция будет стоять, пока тело св.Марка, покровителя города, будет храниться у них. Венецианцы очень долго, на протяжении нескольких столетий, пытались похитить тело св.Марка у мусульман, и чудесным образом, сам св. Марк явился им и указал, где искать его тело. Венецианцы похитили тело св.Марка и перевезли его в Венецию. В Соборе св.Марка хранятся мощи апостола. Эту историю в XVI в. расскажет в своих полотнах Тинторетто. Художники изображали ее неоднократно, в том числе и Джентиле Беллини.

Альбом: Картинки

«Проповедь св.Марка в Александрии». 1504. Холст, масло. Галерея Брера, Милан.

Но до нас дошла только одна картина: «Проповедь св.Марка в Александрии». На первом плане, в небольшом масштабе, на возвышении, – св.Марк проповедует толпе, в которой можно угадать и сторонников христианства, и мусульман – его противников. Художник активно вводит в композицию изображения мусульманского типажа и одежды – халаты, чалмы. А в глубине – какое-то здание, в котором угадывается столь любимый венецианцами собор св.Марка. Это не такое точное его воспроизведение, как в предыдущем случае, о котором мы говорили. Но если задаться вопросом, что это может нам напомнить, сразу же приходит на ум главный венецианский собор.
Сохранилась еще одна картина Джентиле Беллини, посвященная чуду, связанному с реликвией одного из братств: «Чудо с реликвией» («Чудо креста, упавшего в канал Сан Лоренцо»). Дело в том, что, согласно хроникам этого братства, во время торжественной процессии при переходе одного из венецианских мостов над каналом, реликвия, которую несли, упала в воду. И все попытки людей, бросившихся в воду, извлечь ее оттуда были напрасными, реликвия не давалась в руки до тех пор пока глава братства, уже очень немолодой мужчина из патрицианского семейства Вендрамин, сам не зашел в воду. Реликвия сделалась послушной и чудесным образом была наконец извлечена.

Альбом: Картинки

«Чудо с реликвией». 1500. Холст, темпера. Галерея Академии, Венеция.

На переднем плане, как на некоем помосте, или на берегу, представлены старейшины братства, коленопреклоненные, поклоняющиеся чуду, а в глубине - сама стихия венецианских каналов и улочек, которые, кажется, можно опознать, так достоверно они написаны. Предполагается, что здесь изображен конкретный квартал. Совершенно типичный венецианский горбатый мост. Мосты в Венеции приходилось строить очень округлыми, горбатыми, потому что в центре должна была быть высокая арка, чтобы под ней могли проплывать гондолы, - не роскошь, а единственное средство сообщения в городе и до сих пор. Сейчас, правда, ходят разные катера, пароходики, гондолы – больше для туристов, они стали довольно дорогими. А черная гондола – это фирменный знак Венеции, причем именно черная. Согласно историческим рассказам, в старину венецианцы, имеющие свои гондолы, которые сохраняли типичную венецианскую конструкцию, соревновались друг с другом в богатстве украшения. И иногда изощрялись в такой немыслимо разорительной роскоши, что в конце концов венецианское правительство издало обязательный указ, – гондолы делать только черными. Единственная гондола, которая была красно-пурпурной, с золотом, – это официальная гондола венецианского дожа и то только для его торжественных выездов.

Альбом: Картинки

«Чудо с реликвией» (Фрагмент). 1500. Холст, темпера. Галерея Академии, Венеция.

Джентиле изображает и саму процессию на мосту, и свидетелей на каждом берегу, людей, которые плавают в воде, лодки, которые спешат на помощь. Не забыт даже благочестивый негр, который уже принял позу прыгуна, собирающегося броситься в канал вслед за остальными. На первом плане - сам старик Вендрамин поднимает в гондолу нечто вроде богатоукрашенного деревянного фонаря, насаженного на шест. Художник запечатлевает фактически бытовые подробности. Здесь показана архитектура, правда, уже не такая праздничная, как архитектура площади Сан Марко, - несколько потертые, даже запущенные фасады и задние стороны дворцов и других строений на боковом канале; один из многих типично венецианских мостиков; окна с жалюзи, со шторами. Интересно, как художник старается изобразить фигуры, рисунок которых преломляется в двух средах, – над водой и в воде.

Альбом: Картинки

«Чудо с реликвией» (Фрагмент). 1500. Холст, темпера. Галерея Академии, Венеция.

В целом, несмотря на любовь к чисто венецианским подробностям, которые как я уже говорил, будут воодушевлять художников следующего поколения, живопись Джентиле Беллини все-таки отличается некоторой суховатостью. Чего нельзя сказать о мастере, который развил эти ростки в целостную систему живописного языка. Я имею в виду Витторе Карпаччо. Казалось бы, логика диктует нам продолжить рассказ о семействе Беллини, от Джентиле перейти к его брату Джованни, но Джованни Беллини – это следующая стадия, это рубеж Кватроченто и зрелого Ренессанса. А Карпаччо, хоть и умер в 20-х гг. XVI века, остается еще в пределах стилистического языка зрелого и позднего Кватроченто.

Comments

michletistka wrote:
Mar. 19th, 2010 04:24 pm (UTC)
О! До чего же классно рассматривать такие многофигурные сцены!
manon_gabrielle wrote:
Mar. 19th, 2010 05:50 pm (UTC)
лУЧШЕ 3D кино)
lufer_lj wrote:
Mar. 19th, 2010 05:35 pm (UTC)
Портрет Мочениго настолько актуален по силе обобщений и цветовой гармонии, что хочется немедленно пойти и застрелиться:(
manon_gabrielle wrote:
Mar. 19th, 2010 05:43 pm (UTC)
Нет-нет! Вам нужно жить дальше!
lufer_lj wrote:
Mar. 19th, 2010 05:44 pm (UTC)
Буду жить, НО застрелившимся:)
manon_gabrielle wrote:
Mar. 19th, 2010 05:46 pm (UTC)
Тогда ждем шедевров, подобных Джентиле:)
Не ПОХОЖИХ, а ПОДОБНЫХ:)
lufer_lj wrote:
Mar. 19th, 2010 05:49 pm (UTC)
Вот поэтому и хочется застрелится.
Подобных не будет точно, но и другим расслабится не дам.
Не мне одному ведь осознавать собственное бессилие:)
manon_gabrielle wrote:
Mar. 19th, 2010 05:51 pm (UTC)
У них были заказчики, они были НУЖНЫ.
lufer_lj wrote:
Mar. 19th, 2010 05:53 pm (UTC)
Да заказчики-то есть - хоть пруд пруди.
С дожами туго.
А вот хоть - один заказал и ему сделали:
http://eu-shestakov.livejournal.com/419660.html
И таких каждый первый...
manon_gabrielle wrote:
Mar. 19th, 2010 05:57 pm (UTC)
Ну так это ж прямо-таки картина Репина:))))
lufer_lj wrote:
Mar. 19th, 2010 05:59 pm (UTC)
Это апофеазм маразмоза.
Конец истории и морали.
Конец искусства.
manon_gabrielle wrote:
Mar. 19th, 2010 05:52 pm (UTC)
А у нас, например, ВООБЩЕ УЖЕ НИКТО НИКОМУ НЕ НУЖЕН)
lufer_lj wrote:
Mar. 19th, 2010 05:55 pm (UTC)
Надо повышать уровень - другого выхода нет.
Если уровень будет как четверть Беллини - будем(ут) нужны
wienta wrote:
Aug. 10th, 2010 12:43 pm (UTC)
Добрый вечер!
Вновь спасибо за статью и иллюстрации, читаю с огромным интересом!

Хотела бы только отметить, что под репродукцией "«Процессия на площади св.Марка» (Фрагмент). 1496." текст после предложения "Художники изображали ее неоднократно, в том числе и Джентиле Беллини" повторяется.

Latest Month

April 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

IV
Powered by LiveJournal.com