?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

голова
КАТАЛОГ

Еще в 90-е годы кто-то из очень известных философов (вспомнить бы кто и в каком номере) опубликовал в "Вопросах философии" замечательную статью о "смерти отцов", т.е. о деградации самой парадигмы авторитета, формировавшегося в прежних культурах по временному, возрастному признаку ( доверяешь, потому что, старше, древнее). Хорошая была статья, с прогнозами. Сейчас - оправдались практически все.

Альбом: art gallary (репродукции)



|Италия|Антонелло да Мессина | (ок. 1430-1479) | «Св. Иероним в келье»| 1460 | дерево, масло | 46x36,5|Лондонская Национальная Галерея|

Известны и вещи, которые определены как ранние произведения Антонелло да Месины.К числу таковых относится его знаменитый «Св.Иероним в келье». Небольшая доска, датированная приблизительно 1460 г. и выполненная еще задолго до появления художника в городе на Адриатике. В этой работе особенно заметна его теснейшая связь с нидерландской живописью. Мы не раз с вами убеждались, и я говорил, и вы сами могли почувствовать, что интерьер как специфическая проблема, интерьер как тема, воплощаемая в своей, так сказать, портретной конкретности, не привлекала итальянских художников. Интерьеры тосканских мастеров середины XV в. и интерьеры Гирландайо, если говорить о художниках конца столетия, всегда несколько фантастичны, запутанны, декоративны, монументальны, нелогичны и как-то мало соотнесены с человеком. Совершенно иное отношение к интерьеру проявилось у Антонелло да Мессины в этой небольшой, но очень важной, этапной для итальянской живописи картине.
Огромные мощные каменные порталы открываются внутрь слегка сумрачного, но вовсе не мрачного помещения, в котором тоже есть элемент некоторой архитектурной фантазии. Нечто вроде зала, если попытаться воспринять все открывающееся архитектурное пространство как целостность некоего зала, функции которого не обозначены. В интерьере появляется еще один микроинтерьер – рабочее место или полузакрытый кабинет, где трудится св.Иероним - покровитель гуманистов, мастер-книжник. Если посмотреть на ветви пространства, которые раздваиваясь уходят в глубину, то это пространство как бы огибает остов кабинета, уходя двумя течениями внутрь картины. Слева – нечто вроде жилого покоя, свет, падающий из окна на пол, табуреты, стоящие возле окна, прямоугольное окно в глубине, а справа – вдруг появляются готические колонны, свод, почти церковный неф. Готические стрельчатые арки появляются и вверху, высота не определена, она уходит за пределы изображения, где сгущается непроницаемый мрак. Здесь есть какая-то почти романтическая неопределенность, тем более, что интерьер заканчивается, пол подходит к стене, ближе к зрителю, они находятся не на одном уровне, так что и стену трудно себе представить как единую и монолитную. Это обилие интерьерных деталей, среди которых живет и работает св.Иероним, явно идет от нидерландской любви к предметности. Здесь и разнообразные сосуды – керамические, стеклянные, металлические, и книги, и рукописи, и какие-то деревянные коробки, потрескивающие лаком, и висящие полотенца. Все это очень любовно и тонко написано, так, как писали именно нидерландцы, и только у нидерландских мастеров можно было научиться такому пристальному вниманию к вещи и почерпнуть представление о ее обаянии.
В последнее время в мировом искусствознании появились работы, в которых авторы пытаются определить личность изображенного здесь мужчины. Некоторые предполагают, что это не воображаемый образ святого переводчика Библии на латынь, а портрет кого-то из гуманистов или, возможно, неаполитанского короля Альфонса. Трудно сказать, пока что дискуссия только началась и, видимо, еще нескоро кончится. Но не это главное. Главное здесь в ощущении обжитости, некой органичной связи человека и его окружения как сопоставимой, соразмерной и созвучной человеку среды, в которой он пребывает и которой он в то же время как бы духовно повелевает.

В.Клеваев."Лекции по истории искусства", Факт, Киев, 2007, с.334-335

Comments

fratercula wrote:
Jun. 11th, 2007 11:37 am (UTC)
на полях
про "смерть отцов" писал Николай Федоров, хотя не в "Вопросах философии", не в 90-е гг и не ХХ века. :)
http://www.magister.msk.ru/library/philos/fedorov/fedor091.htm
manon_gabrielle wrote:
Jun. 11th, 2007 12:30 pm (UTC)
Re: на полях
Спасибо. Забавно, знаете, тот же вопрос вчера вечером запостила в "ру философия" - и получила тот же ответ ))))). Нет, может люди еще что-то вспомнят. Но Федоров, конечно, писал. Знаете, пришлось прочитать "Философию общего дела" уже во взрослом возрасте, когда мало что поражает. Эта книга тогда - поразила.
fratercula wrote:
Jun. 11th, 2007 12:55 pm (UTC)
Re: на полях
Не странно, что ответ повторяется. Я это по Яндексу нашла, а не сама вспомнила. Я уже несколько раз собиралась прочесть эту книгу, но что-то никак начать, увы, не получается.
(Anonymous) wrote:
Jun. 11th, 2007 04:27 pm (UTC)
Re: на полях
Все)). Спасибо философскому сообществу)). "Это статья В. Бибихина. Называется "возвращение отцов". Её можно найти в его сборнике "Другое начало".
А Федорова, да, почитайте. Кроме всего прочего, у него хороший слог).
manon_gabrielle wrote:
Jun. 11th, 2007 04:29 pm (UTC)
Это наш коммент)).
michletistka wrote:
Jun. 12th, 2007 12:32 pm (UTC)
Интересен контраст - маленький кусочек "обжитой" вселенной вокруг человека, и архитектурный хаос за его пределами.
manon_gabrielle wrote:
Jun. 12th, 2007 03:41 pm (UTC)
Да. Кажется, что всем этим тревожным затененным полукружьям арок, - и на заднем плане (симметрично), и сверху, противопоставлены четыре прямоугольные полки, уставленные предметами осмысленной, разумной деятельности. Мы видим их, возможно даже раньше, чем самого Иеронима, - они расположены в оптическом центре картины, а его голова - в геометрическом.

Latest Month

April 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

IV
Powered by LiveJournal.com