?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ЧУДНЫЙ ГОРОД БОГУСЛАВ

  • Aug. 17th, 2013 at 3:56 PM
голова
Manon на дежурстве
У меня есть моральное право разместить здесь этот текст. Если бы не наша любезная хозяйка дома в Богуславе, книг В. Клеваева вообще могло бы не быть. Это она сосватала нас издателю. Ну а теперь, - мы с Дианой у нее в гостях – в чудном городе Богуславе.



Вид на Троицкую церковь

Мы едем из Киева практически на юг, мимо Обухова и Кагарлыка по хорошей трассе и нет никаких препятствий на нашем пути. И если представить себе, что навстречу, из дикой южной степи скачут на взмыленных конях крымчаки или половцы, то становятся понятны резоны Ярослава Мудрого, который, согласно Ипатьевской летописи, начал отстраивать Богуслав как один из южных форпостов Киевской Руси.

Памятник Ярославу Мудрому

Потому что, часа через два пути (123 км от Киева) путь преградит река. С запада на восток вьется быстрая Рось, (впадает в Днепр в районе Кременчуга) с довольно высоким левым берегом – естественный редут для защиты с юга. Левый берег (с нашей, киевской стороны) не только высок, в состав его рельефа входят крупные гранитные образования, недаром и сегодня в Богуславе – три гранитных карьера, предприятие «Камінь Богуславщини». Многие, особенно новые, дома и заборы выложены шикарной каменной кладкой. Огромные гладкие валуны есть и на берегу реки, их нагревает солнце, на них сидят, лежат, накрывают поляны…
Датой основания города принят 1032 год.





Никаких, конечно, памятников XI века, кроме этих самых валунов не сохранилось. Вообще ничего почти не сохранилось, и мне кажется, богуславцы не очень в этом виноваты. Нужно просто почитать историю города.
Форпост есть форпост – как и другие наши благословенные города, включая сам Киев – желанный стратегический объект для самых разных завоевателей. Все это трюизмы украинской истории, но для Богуслава- историческая реальность: в XIII в. – разрушен татаро-монголами, в XVI – в составе Речи Посполитой, а значит, в зоне будущего конфликта. Но, правда, было и хорошее: в 1620 г. Богуслав получил магдебургское право. В XVII – богуславцы пошли в войско Б. Хмельницкого, и был у них Богуславский полк. Потом – Колиивщина - вырезали поляков и евреев заодно … Все это время город подвергался регулярным набегам крымских татар, турок и т.п. В конце XVIII - Богуслав вместе с Правобережной Украиной вошел в состав Российской империи. Ну и – до войны – это центр Богуславского района Киевской области. Война, оккупация, - был партизанский отряд … Сейчас, как до войны, - центр района в составе Киевской области. Население – 17-18 тыс. жителей.

Памятник Ленину. Богуславцы - молодцы, не уничтожают свои памятники

Старейшие здания города таковы:

Старейшее здание – здание бывшего хедера,так называемая «Кам"яниця»,1726 г.

Троицкая церковь, 1852-1861 гг.,изумительно вписанная в ландшафт

Ну и красивое, но в совершенно невозможном состоянии – здание Богуславської міськой ради (бывший дом фабриканта Покраса),1888г.

Следуя правилам покойного П. Вайля, я хотела приобрести сувенир – что-нибудь из товаров местного производства. Единственной такой вещью оказался текстиль - салфеточки производства ОАО «Богуславская суконная фабрика» подразделение концерна «Ярослав».

Фирменный магазин фабрики

Из продукции фабрики больше всего известны богуславские пледы

А больше – ничего. Надо понимать, я не рисую лубочную картинку. На знаменитой прежде воскресной ярмарке кроме румяных местных овощей и фруктов, - китайская тоска. В Богуславе все как везде – в постперестроечном, постнезалежном нашем мире. Чтобы купить ХОТЬ КАКОЙ-НИБУДЬ БУКЛЕТ О ГОРОДЕ, хоть что-то, мне пришлось пройти пешком на окраину (правобережную), где размещался единственный книжный магазин. Раньше их было три в центре. Буклет я купила, очень хороший, информативный, но изданный в … 2009 году.

А ходить по городу интересно. Привычный для нас, киевлян, холмистый рельеф левого берега, живописные берега Росси, крутые улочки, залитые палящим солнцем, особенная атмосфера старого провинциального быта. Нерушимая, неискоренимая никакими властями привычка людей жить в своем доме, со своим палисадником, садом и забором. Своим умом.













Таковы и богуславцы – доброжелательные люди, исполненные какого-то спокойного достоинства. В кафе «Ярослав», у хозяйки Лиды, где мы ужинали (даже приняли участие в конкурсе вышиванок),– много молодежи, но никаких безобразий, просто всем весело: цветомузыка, танцы.
Еда вкусная,- классическое жаркое в глечиках, вареники, борщ, салаты. Без спиртного полный обед для троих днем - чуть больше 100 гривен. Это включая хороший кофе и сладкое. Девушки-официантки приветливые, одеты в национальные костюмы.




Теперь, наконец, о гениях места. Алимпий Галик – знаменитый лаврский художник первой половины 18 в.; И.М. Сошенко – художник, человек, сыгравший решающую роль в судьбе молодого Тараса Шевченко; Марко Вовчок, которая много лет жила в здесь со своим вторым мужем, многие другие, среди которых несколько известных еврейских фамилий: А. Ротенштейн - театральный режиссер; М.Феллер – математик … Ну не зря же здание хедера пощадили века … Но, конечно, приоритет остается за легендарным персонажем, - Марусей Богуславкой.

Следует признать, что памятник, установленный в 1981г. (автор скульптуры – М. Г. Короткевич, архитектор – В. С. Богдановський) прекрасно вписан в ландшафт. Он окружен каким-то странным одиночеством, а возможно мне показалось, - на улицах города мало людей, как и везде у нас теперь

Народная дума про «Дівку-бранку, Марусю, попівну Богуславку» была хорошо известна уже в первой половине ХІХ в., по ее мотивам создано множество произведений в разных жанрах.Маруся Богуславка
Действие происходит скорее всего в конце XVI-середине XVIIвв., когда на Богуславль, расцветший после обретения Магдебургского права, участились набеги крымских татар. Левобережная часть города была, как мы знаем, хорошо укреплённой крепостью, и подход к ней с юго-востока был закрыт. Нападавшие избегали осады. По преданию, дом отца Маруси, священника, находился на правом, низком, плохо защищенном берегу Роси. Налетая, враги захватывали в плен в основном жителей правого берега. Так захватили и Марусю. Далее сюжет развивается по классической схеме: Марусю продают в рабство, она становится одной из доверенных жен турецкого султана, ей оставляют ключи и однажды она открывает темницу и освобождает большое количество (по текстам Думы -700) козаков-невольников. Все это происходит на Пасху (Великодень). Трогательная инверсия состоит в том, что освобождение невольников стало возможно именно в этот день по той причине, что
« …на святий празник, роковий день великдень,
Став пан турецький до мечеті від'їжджати,
Став дівці-бранці,
Марусі, попівні Богуславці,
На руки ключі віддавати.»
Во всей этой истории ясно чувствуются библейские мотивы. Правда, новая Эсфирь, Маруся, отдавшая свою честь за братьев-украинцев, не собирается возвращаться, просит передать отцу, чтобы тот ее не выкупал.
«Бо вже я потурчилась, побусурменилась
Для роскоші турецької,
Для лакомства нещасного!»
И вот тут, мне кажется, проявляется экзистенциальный трагизм героини, новый, по сравнению с героической простотой библейской истории, трагизм соприродный нашему времени.Недаром легенда о Марусе Богуславке столь популярна. Ее по сути знает все мое поколение, правда в неполиткоректном изводе замечательного мультика, снятого в 1966 г. на нашей знаменитой студии «Киевнаучфильм».
МУЛЬТФИЛЬМ "МАРУСЯ БОГУСЛАВКА"
А для меня эта Маруся как родная. Про Эсфирь и Пурим я узнала, уже будучи взрослой, а вот книжечка из серии «Фильм-сказка» у меня была с детства.

ФИЛЬМ-СКАЗКА Рисунки Ю.Скирды

Ну и, в субботу было несколько свадеб. Сегодняшние богуславчанки так же хороши, как Маруся. Только пусть они будут счастливы в своем чудном городе.


Latest Month

April 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

IV
Powered by LiveJournal.com