?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

голова
Нас не покидает маниакальная надежда составить и издать где-нибуть и когда-нибудь книжку "Христианские святые". Вышло так, что в журнале "АНТИКВАР" №1-2 2010 опубликована статья о Косме и Дамиане. Рамещаем здесь электронную версию.

"АНТИКВАР" №1-2 2010
Альбом: Косма и Дамиан

И ПОСВЯЩАЕМ ЭТУ СТАТЬЮ НАШИМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ ДРУЗЬЯМ - ВРАЧАМ.




В различных христианских церквях почитаются разные святые, - ведь подвиги святого тесно связаны с местом его проживания, однако есть и вселенские святые особенно любимые и чтимые и Восточной, и Западной церковью, как, например, св. Николай Мирликийский.

К числу особенно любимых и почитаемых во всем христианском мире святых относятся
свв. Косма́ и Дамиан (итал. Cosimo e Damiano, в русском просторечии - Кузьма и Демьян) — братья - врачеватели, святые бессребреники и чудотворцы, жившие во второй пол. III — начале IV вв.


«Святые бессребреники Косма и Дамиан». Вторая пол. XVI в. Икона. Центральный музей древнерусского искусства им. А.Рублева. Москва.

Православная церковь почитает три пары святых, живших, как считается, примерно в одно время, но в разных местах: 1( 14 по н.с.) ноября. - Косма и Дамиан Асийские; 1 (14) июля - Косма и Дамиан Римские; 17(30) октября Косма и Дамиан Аравийские. Иногда даже делали такое примечание в святцах: «Ведомо же буди всем, творящим памяти святых Космы и Дамиана, яко три суть версты (пары,четы) святых, но теми же имены нарицаемы, и врачевскую хитрость умевающи, нареченныя безсребреники».Различали также иконографию:
• Бессребреники от 1 ноября «брадами оба средни равны, в правых руках держат перья, а в левых сосудцы открыты, на ногах сапоги вохра».
• Бессребреники от 1 июля: «Косма млад, аки Димитрий Селунский… Дамиан млад, аки Георгий мученик, кудреват, в правых руках держат кресты, а в левых сосудцы».
• Бессребреники от 17 октября «подобны Флору и Лавру».


Католическая церковь чтит Косму и Дамиана 26 сентября. Считается, что родом они из Киликии ( Малая Азия) или Аравии, жили во времена императора Диоклетиана и умерли ок. 303. Врачевали они в порту Эгея, затем в римской провинции Сирия.
В византийской и русской иконописи их изображают стоящими рядом, с аптекарскими ложками, небольшими сосудами или шкатулками в руках, иногда с распятием, пальмовой ветвью или книгой, символизирующей ученость. Этот композиционный принцип сохраняется и в алтаре работы Ганса фон Кульмбаха, где Косма как подлинный алхимик наблюдает за превращением вещества в стеклянной колбе, а Дамиан держит простой керамический альбарелло – аптечную банку. Подчеркнутый образ удвоения, братства присутствует и сегодня, например, в скульптурах для уличных шествий или в эмблемах.



«Свв. Косьма и Домиан». XVIIв. Икона. Исторический музей в Саноке. Польша
Неизвестный художник. «Свв. Косма и Дамиан».ок. 1462. Фреска. Pieve di San Pietro, Volpedo. Alessandria. Италия.
Ганс фон Кульмбах. Алтарь ц. св. Лаврентия. «Свв. Косма и Дамиан». 1505.
Hans van Weerden. Косма и Дамиан. Скульптура.1979. Нидерланды.


На картине Иоганна Анвандера «Свв. Косма и Дамиан как врачи» святые изображены в виде вполне преуспевающих врачей в хорошей аптеке, в окружении предметов- примет Нового времени - ботанических и астрологических альбомов, амуров, лекарственных растений в виде цветов, свитых в гирлянды (дань барокко). Но и здесь их объединяет азарт познающего разума, братство ученых.



Иоганн Анвандер. «Свв. Косма и Дамиан как врачи». 1762. ц. Успения Богородицы. Dillingen

Все изводы житий святых братьев, отличаясь деталями, рассказывают о том, за что Косма и Дамиан заслужили народную любовь: о милосердии, чудесном врачевании и бескорыстии.
«Бессребреники» - именно таков их лик святости в Православной церкви. В Католической церкви отсутствует чёткое деление по ликам святости, но святых часто делят на несколько групп. Косму и Дамиана относят к мученикам – мartyres.


По одной из версий считается, что их отец, грек и язычник умер, когда они были ещё малыми детьми, а в христианской вере братьев воспитала мать — Феодотия, по другой – что их родители оба были христианами. Детей отдали на обучение врачебной науке, и Господь даровал им искусство исцелений, что привлекало к ним множество больных. С людей, которых они лечили, святые никогда не брали платы, соблюдая заповедь Христа: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8). Однажды их позвали к тяжело больной женщине, лечить которую все врачи уже отказались. Больная, в силу своей веры и по молитве братьев исцелилась. Палладия (так звали больную), желая хоть как-то отблагодарить целителей, пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: «Прими этот малый дар во имя Отца, Сына и Святого Духа». Услышав имя Божье, бессребреник не посмел отказаться. Косма, узнав об этом, огорчился. Он подумал, что брат нарушил их строгий обет. Когда Косме пришло время умирать, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через некоторое время умер и Дамиан. Не могли решить, где же хоронить Дамиана. Но тут свершилось чудо: к людям подошла верблюдица, которою святые когда-то вылечили от бешенства, и проговорила человеческим голосом, чтобы положили Дамиана рядом с Космой, потому что «не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Господа». Так святые братья были положены вместе. По церковнославянскому преданию святые бессребреники и после смерти совершали множество чудес, особенно связанных со спасением женщин, поскольку в церковной и в народной традиции святые являются еще и покровителями свадеб.

Одним из основных западных агиографических источников о жизни святых братьев служит легенда Якоба Форагине, доминиканца, написанная между 1263 и 1273 гг., которая была настолько популярна, что существует более 70 ее изданий- инкунабул. Там история о смерти братьев содержит классические черты мартирологической агиографии. В ней повествуется, что своим добрым отношением к людям братья-врачи многих обращали в христианскую веру и это, наконец, привлекло внимание римских властей. Когда слух об их чудесах и учении достиг гегемона Лисия, наместника Кили-кии, было приказано взять братьев под стражу и привести к нему. Гегемон велел Косме и Дамиану принести жертву идолам. Они не стали исполнять приказание, а напротив исповедали свою веру в Христа. Тогда Лисий велел их избить и связанных бросить в море. Но Господь спас их. Ангел разрешил их узы, совершенно здоровых вывели на сушу и они невредимыми предстали перед своим жестоким судьей. Увидев братьев живыми, Лисий удивился и начал упрекать их в колдовстве. В тот же миг перед ним появились два беса, и начали беспощадно его избивать. Наместник, обращаясь к Косме и Дамиану, возопил: «О, мои господа, помолитесь за меня Богу!». Братья выполнили его просьбу, и бесы тут же исчезли. Но и это было приписано чародейству. Гегемон велел заключить братьев в темницу. На другой день он приказал бросить их в огонь. Господь и здесь хранил их: огонь не касался братьев. Гегемон подвергал их все новым казням, но напрасно. Повесив, сначала велел бросать в них камни, а потом стрелять из луков, но камни и стрелы отскакивали от их тел и поражали самих мучителей. Тогда Лисий приказал обезглавить их мечом. Вместе с ними пострадали ещё трое христиан: Анфим Леонтий и Евтропий. В католической традиции это трое их младших братьев: Antimo, Leonzio и Euprepio, которые следовали за ними в течение всей жизни.

Замечательную наглядность эта история обрела в середине XV в, благодаря кисти доминиканского монаха Гвидо ди Пьетро, прозванному Фра Беато Анжелико, в росписях алтаря церкви в монастыре Сан Марко во Флоренции, освященной в честь Космы и Дамиана, покровителей семьи Медичи. В пределлах, которые находятся теперь в разных музеях мира, с каким-то нездешним целомудренным реализмом изображены эпизоды жития: и Дамиан, не смеющий отказаться от дара Палладии, и дьяволы Лисия, и казни, и чудо о верблюдице (по версии Форагине), из губ которой выходят слова о погребении.


Альбом: Косма и Дамиан
Альбом: Косма и Дамиан
Альбом: Косма и Дамиан
Альбом: Косма и Дамиан
Альбом: Косма и Дамиан
Альбом: Косма и Дамиан

Фра Беато Анжелико. Алтарь церкви свв. Космы и Дамиана в монастыре Сан-Марко. Пределлы. «Мученичество святых Космы и Дамиана». ок.1438(9) -1443. Флоренция.


НУ, А ТЕПЕРЬ:Grey's Anatomy
В легенде рассказывается также об одном из самых известных деяний святых, которое стало излюбленным иконографическим сюжетом на Западе - операции по замене ампутированной язвенной ноги одного из пациентов ногой мавра.


Фра Беато Анжелико. Алтарь церкви свв. Космы и Дамиана в монастыре Сан-Марко.

История такова: «Один человек страдал заболеванием ноги. Лекарства не помогали. Однажды во сне ему явились оба святых. С собой у них были хирургические инструмента и мазь. Один спросил другого: «Где нам взять ногу, чтобы заменить эту?» Тот отвечал: «Сегодня будут хоронить чёрного мавра со здоровой ногой». Первый сказал: «Принеси её». Он отрезал ногу мавра, приставил её к ноге больного и обильно наложил мазь. А больную ногу положили мавру в гроб. Когда пациент проснулся, боли как не бывало. Он встал и приказал слугам принести свечи. Он повсюду рассказывал, что с ним произошло. Люди сбежались к гробу мавра и увидели отрезанную ногу. Они радовались свершившемуся чуду и с жаром благодарили Бога и святых Косму и Дамиана" ( Аугсбургская инкунабула 1489г.).
Этот захватывающий сюжет интерпретировался в живописи неоднократно, иногда с удивительными деталями и подробностями. Недаром Косма и Дамиан - покровители не только врачей вообще, но и хирургов,- их изображения помещают на медицинских эмблемах.


Meister des Stettener. «Чудо о ноге свв. Космы и Дамиана». Нач. 16в. Landesmuseum Вюртемберга. Штутгарт.


По преданию, святые братья приняли мученическую смерть и были похоронены в Киросе, сегодня – это город Килис на южной границе Турции с Сирией. Возле их могилы происходили многочисленные исцеления. Начиная с IV века в честь святых строятся церкви в Иерусалиме, Египте и Месопотамии. В Риме Папа Феликс IV, в противовес процветавшему культу Кастора и Поллукса, освятил Библиотеку Мира в Форуме Веспасиана, которая стала базиликой святых Космы и Дамиана (Santi Cosma e Damiano (Rome)). На алтарной мозаике VI апостолы Петр и Павел ведут к Христу, Косьму и Дамиана и в этой величественной композиции парность, братство наделены еще одним высоким смыслом.


Алтарь и апсида в ц.(базилике) свв.Космы и Дамиана. Форум Веспасиана. Рим.

Православная церковная история связывает свв. Косму и Дамиана с Херсонесом. И хотя церковное предание не указывает, какие именно Косма и Дамиан были сосланы в инкерманские каменоломни, но память о святых бессребрениках жива в Крыму и сегодня. Их именем называют источник у подошвы Чатыр-Дага. Вблизи источника расположен Космо-Дамиановский монастырь. В России и в Украине многие храмы освящены в честь Космы Дамиана.
Со времен Киевской Руси особая любовь к этим святым в народе, почитание их памяти трижды в течение года делало святых братьев помощниками во многих нуждах. Так Косме и Дамиану молились о прозрении разума к учению грамоте( известно, что и греки почитали их помощниками в книжном учении). Считали святых – подобно Флору и Лавру - и покровителями скота («они не только человеком помогаху, но и скотом, и ни от кого же что за сне приимаху, творяху бо сия вся не имений ради, дабы златом или сребром обогатитися, но Бога ради»). Косма и Дамиан известны как хранители кур, отчего день памяти их известен под именем Куриного праздника или Куриных именин. Косму и Дамиана называли и Божиими кузнецами: кузнечные мастера считали их своими патронами, и потому было грехом работать в мастерских в день памяти святых. По народному пред-ставлению, эти святые сами занимаются кузнечным делом: они куют плуги и раздают их людям для возделывания земли. Народные загадки кованую железную цепь называют Кузьмою: «Узловат Кузьма, развязать нельзя». Осенние Косма и Дамиан стали покровителями брачных союзов,свадеб.Божьих кузнецов просили «сковать свадьбу».

В славянской письменности имена Космы и Дамиана рано стали соединяться в одно слово-понятие Козьмодемьян (Кузьмодемьян) -так святые называются в перечне праздников в новгородской берестяной грамоте XI века, так же называется во многих говорах соответствующий праздник и церкви. Даже в советской – атеистической - истории их соединенные имена связаны с подвигом, мужеством и мученической смертью стойкой девушки, комсомолки, внучки священника Зои Космодемьянской, расстрелянной фашистами в 1941 году в деревне Петрищево. Ну что же, церковное учение гласит, что имя – не просто случайное слово, оно влияет на характер человека, на его судьбу.

Мощи святых многократно переносились, к ним совершались массовые паломни-чества. Считается, что из Рима в ІХ в. их привез на немецкие земли епископ Хильдес-хаймский Альтфрид, от него и получили частицы мощей три города – Хильдесхайм, Мюнхен и Эссен. Сегодня мощи хранятся в католической церкви св. Михаила в Мюнхене и в реликварии католического собора в Эссене. Собор был освящен в честь свв. Космы и Дамиана и их почитают как небесных покровителей этого города.


«Помощь от свв. Космы и Дамиана». ок. 1400. Рельеф в Knigge-Kapelle. Bremer Dom-Museum. Бремен.
Слева - излечение верблюдицы; справа - чудо о ноге.

Comments

lufer_lj wrote:
Apr. 6th, 2010 10:42 am (UTC)
Блаженный Ангельский брат - вне конкуренции.
Какие дверь и окно!
А супрематическая композиция за дверью!
Какой полог у кровати больного!
Какой трехногий табурет!:)
...................!ААААААА!
Насколько это современней выглядит, чем каменные идолища голландского абстракциониста.
Икона "Вторая пол. XVI в." тоже весьма убедительно выглядит и по цветовой гармонии и пропорциям и композиции.
manon_gabrielle wrote:
Apr. 6th, 2010 10:48 am (UTC)
Да! И как женщина вручает подарок! И верблюдица чего стоит! Фра Анжелико кажется иногда даже лучше Джотто. Хотя нет... Оба неподражаемы)
lufer_lj wrote:
Apr. 6th, 2010 10:53 am (UTC)
Лучше.
Сравнивать конечно сложно, потому что разное видели и вообще все разное.
НО если чисто объективно, то Беато Анжелико весит больше.
Или скажем так возвышается выше.
При всем уважении к Джотто.
Дело в том, что мощь выразительности, динамика и экспрессия это хорошо, НО когда все это подчинено пониманию гармоничности и осознанию божественности и цельности мира...
Лучшее - враг хорошего.
manon_gabrielle wrote:
Apr. 6th, 2010 11:20 am (UTC)
И все же трудно сказать ... У Джотто есть особая яркость непосредственного живого чувства.Ведь мы так ценим это в людях.
Но фра Анжелико, конечно, глубже. Или как Вы говорите "возвышается выше".
michletistka wrote:
Apr. 6th, 2010 12:03 pm (UTC)
Ну прямо бальзам на душу! Люблю Фра Анжелико...
lufer_lj wrote:
Apr. 6th, 2010 12:12 pm (UTC)
:)
michletistka wrote:
Apr. 6th, 2010 12:04 pm (UTC)
А я тут как раз на альбом Фра Анжелико медитирую. Нет, оно понятно, что мысли сходятся. Но чтобы вот так, совсем одновременно!
manon_gabrielle wrote:
Apr. 6th, 2010 12:40 pm (UTC)
Нет, ну что за счастливые люди во глубине сибирских руд - МЕДИТИРУЮТ!:)

Тут не знаешь за что схватиться:)
michletistka wrote:
Apr. 6th, 2010 12:45 pm (UTC)
Ну, когда ничего не пишется, работа не работается и денег нет - то медитация - единственное, что еще получается!
manon_gabrielle wrote:
Apr. 6th, 2010 12:52 pm (UTC)
Это честно:))
wienta wrote:
Aug. 4th, 2010 10:00 am (UTC)
Очень интересная статья, а работа Meister des Stettener, просто поразительна!
Спасибо!
manon_gabrielle wrote:
Aug. 4th, 2010 03:47 pm (UTC)
Благодарим за добрые слова.=)Нам было тоже очень интересно собирать материал.
dionte_zicarel wrote:
Sep. 11th, 2010 10:48 pm (UTC)
интересно . manon_gabrielle
manon_gabrielle wrote:
Sep. 12th, 2010 08:03 am (UTC)
Спасибо.

Latest Month

April 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

IV
Powered by LiveJournal.com