You are viewing manon_gabrielle

Previous Entry | Next Entry

голова
КАТАЛОГ

Будем реалистами: понятно, что Браун - Умберто Эко для бедных,а Леонардо да Винчи, действительно, был гомосексуалистом.
Но этого недостаточно, чтобы считать ИОАННА БОГОСЛОВА ЖЕНЩИНОЙ

Альбом: art gallary (репродукции)




Альбом: art gallary (репродукции)


Альбом: art gallary (репродукции)


Италия|Леонардо да Винчи|1452-1519|«Тайная Вечеря»|1498|Смешан.техника 460х880|
Трапезная ц.Санта Мария делле Грацие, Милан

Апостолы слева направо: Варфоломей, Иаков (Младший), Андрей (брат Симона Петра), Иуда Искариот,
Петр, Иоанн Заведеев (Богослов), в центре – Христос, Фома (Дидим), Иаков Заведеев,
Филипп, Матфей (Левий), Иуда Иаковлев (Фаддей), Симон (Зилот).

«После прибытия в Милан Леонардо создает главную работу этого периода – «Тайную Вечерю» в соборе Санта Мария делле Грацие. Традиционная тема Христа, окруженного учениками за своей последней трапезой, была претворена Леонардо в образ общечеловеческого значения. Ход мыслей мастера, его задачи раскрывают запись первого замысла: «Тот, который пил и поставил стакан на место, обращает голову к говорящему, другой соединяет пальцы обеих рук и с нахмуренными бровями смотрит на своего товарища, другой показывает ладони рук, поднимает плечи к ушам и выражает ртом изумление…» В записи не названы апостолы, но, видимо, Леонардо занимала драматическая мимика человека; он мысленно совлекает со сцены ее легендарный покров и видит всего лишь беседующих за трапезой и чем-то изумленных людей. Среди этюдов и зарисовок к «Тайной Вечери» попадаются рисунки, поразительные по своей остроте. В одном из них представлено, как обнаженные фигуры сидят за столом: один что-то рассказывает, другие вслушиваются. Никогда до Леонардо, даже в древности, глаз человеческий не обладал такой чуткостью к движениям человеческого тела, как к «вестникам души», по выражению самого художника. Никогда еще простой тонкий штрих не запечатлевал так остро душевную жизнь человека.
Одновременно с задачей представить себе сцену как единое действие идут поиски типов. Традиционные фигуры апостолов становятся для Леонардо образами различных человеческих характеров. Слова Христа о предателе рождают во всех бурю негодования, но каждый участник трапезы проявляет при этом свой темперамент: чувствительный юный Иоанн опускает очи, нахмуренный страстный Петр хватается за нож и готов броситься на злодея, Фома неверный, как скептик, не верит словам учителя и поднятым перстом доказывает нелепость подозрения, Иаков разводит руками, молодой Варфоломей прикладывает руки к груди, выражая готовность постоять за учителя. Злодей Иуда с его хищным лицом судорожно сжимает кошель с серебрениками.
Еще никогда итальянские мастера XV века не вкладывали в изображение «Тайной Вечери» столько наблюдений над жизнью человеческой души, как Леонардо. Он словно нарочно пугает своих апостолов словами Христа и следит за выражением их волнения.
В своей «Тайной Вечере» Леонардо противополагает сильной, почти физиологически выраженной страсти апостолов величественно спокойный образ Христа. Его фигура служит настоящим узлом композиции. Это – главный герой драмы. Но образ стоика, спокойно сносящего невзгоды и в самом страдании обретающего благородство, нелегко давался Леонардо. Впоследствии передавали, что художник долго не мог закончить голову Христа. Зато им превосходно было определено его место в композиции: его спокойствие получает всю свою силу по контрасту с взволнованными группами апостолов. Облеченная в ясную и величественную форму, драма приобрела у Леонардо живописную выразительность. Перспектива служит в «Тайной Вечере» Леонардо не только для передачи пространственной среды, как у мастеров XV века, но и сосредоточивает внимание на главной фигуре. Леонардо дает ясное деление всей композиции на четыре группы, по три фигуры в каждой, и вместе с тем все они объединены фигурой Христа. Развитию действия, движению фигур к центру отвечает ритмическое членение стены темными коврами и светлыми окнами. Это соответствие фигурной композиции архитектуре стало типичной чертой итальянского искусства Высокого Возрождения».

Из лекций Михаила Алпатова(1902-1986),выдающегося русского искусствоведа

Comments

(Anonymous) wrote:
May. 20th, 2006 08:45 am (UTC)
А что Вы думаете о фильме "Страсти Христовы"? И заодно, о роли Иуды во всей этой истории. Кто же он - злодей-предатель или преданный ученик, исполнявший волю Господа?
manon_gabrielle wrote:
May. 20th, 2006 01:50 pm (UTC)
Знаете, когда дело касается современных интрепретаций Священного писания (а мы можем вспомнить реакцию разных слоев общества и на фильм Скорцезе "Последнее искушение Христа", и Пазолини "Страсти по Матфею"), разгораются страсти. Видно людям небезразлична все же Священная история, она никого не оставляет равнодушным.
По поводу фильма Гибсона... Нам кажется, что история крестных мук рассказана в нем слишком несдержанно, слишком экзальтированно ... кроваво ... немного бесстыдно. Так во всяком случае кажется нам, людям, воспитанным на образцах русской литературы, культуры, где в отношении священной истории всегда проявляли сдержанность.
Ну, а Иуда... У о.П.Флоренского есть такое понятие: антиномия - неразрешимое противоречие, которое все же присуще многим (почти всем)вещам и явлениям в мире. Иуда (на наш взгляд) - и предатель, и верный ученик. Такова антиномия его роли в истории.
anafema_device wrote:
May. 20th, 2006 09:05 pm (UTC)
Неординарный (или наоборот, уже ставший ординарным) взгляд на Иуду и на его роль в жизни Христа показан у Леонида Андреева в "Иуде Искариоте". Но Андреев по сути оправдывает Иуду, показывает взгляд "с другой стороны". Истина, как всегда антиномична...
_sto_ wrote:
May. 20th, 2006 01:04 pm (UTC)
Впервые увидела фреску вместе с частью помещения, где она находится. Как органично перспектива на фреске, за фигурой Христа, продолжает перспективу реальную...

Кстати, посмотрела вчера фильм "Код Да Винчи"... Да, все-таки лучше бы они избрали другую основу для детектива...
manon_gabrielle wrote:
May. 20th, 2006 02:09 pm (UTC)
Мы были в Милане. Санта Мария делле Грацие - красивая церковь. А Леонардо да Винчи замечателен ведб прежде всего тем, что он ученый, инженер, конструктор. И, возможно, именно эта волшебная "вписанность" пространства фрески в реальное пространство храма, этот "эффект присутствия" и потрясает больше всего.
Фильм мы еще не видели. Пойдем, ради актеров)А что касается,сюжета, то Браун и остальные просто тупо рубят зелень, как сейчас говорят)) Вы зайдите на ru books - там народ упражняется в комментах)
(Anonymous) wrote:
May. 20th, 2006 02:17 pm (UTC)
Браун - cool
А мне непонятно: симметрия между фигурами Христа и Магдалины есть? Есть! Одежда похожа? Похожа! Букву М видно? Видно! Рука с кинжалом есть? Есть! Чья она неясно? Неясно! Так что у Брауна неправильно?! И почему вы считаете, что кроме вас никто не может быть прав?!
manon_gabrielle wrote:
May. 20th, 2006 07:30 pm (UTC)
Re: Браун - cool
А мы и не претендуем на истинность. Каждый человек волен высказывать свое мнение, основу которого составляют некие ориентиры: моральные, религиозные, культурные. Нам просто не очень нравится спекуляция, особенно когда дело касается вопросов веры. Интерпретация - пожалуйста, но на всякую интерпретацию найдется другая, столь же подтвержденная и основательная, столь же убедительная. И еще нам не совсем нравится нечистоплотность, особенно в литературе и в искусстве.

Latest Month

May 2014
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Page Summary

IV
Powered by LiveJournal.com