?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

голова
КАТАЛОГ
Ох, как надоела зима! Следует что-то предпринять.Будем "думать цветы")

О символике цветов в "Алтаре Портинари"

Альбом: Символика цветов



Центральной работой Гуго ван дер Гуса и одним из самых значительных произведений нидерландского искусства второй половины XV в. мы вправе считать знаменитый «Алтарь Портинари», вошедший в историю под именем заказчика.
Отвергнутая на заре христианства античная символика цветов,обрела новые значения и новые смыслы в искусстве позднего средневековья,затем Возрождения и достигла совершенства в "цветочном натюрморте" XVII века


Фрагмент лекции В.К. мы дополнили цитатами из замечательной статьи Натальи МАРКОВОЙ
"О символике цветов в классическом искусстве"


Альбом: Символика цветов

Нидерланды|ГУГО ВАН ДЕР ГУС ок.1436-1482|« Алтарь Портинари» 1476-1479| дерево, масло| Галерея Уффици | Флоренция

"Для первых христиан роза как атрибут порочного и развратного Рима служила символом гибели и смерти. Тертуллиан написал строгое послание против употребления венков из роз, а Климент Александрийский почитал грехом увенчивать голову таким венком. После падения Римской империи в эпоху раннего христианства цветы как декорация и сюжеты для живописи были отвергнуты, и вместе с тем пришла в упадок культура цветов и садов.
Новый импульс для развития был получен в VIII в. при Карле Великом. Во время крестового похода в мавританскую Испанию император увидел арабские сады, в которых каждый цветок имел свое значение — языком цветов пользовались жены в гареме. ... В этих восточных садах император узрел воистину прообраз рая небесного на земле. Декретом 795 г. Карл Великий повелел разбить в своих замках, а также и в монастырях сады и посадить в них лекарственные растения, овощи и фрукты, а также цветы — розы, маки, лилии и ирисы, и таким образом заложил основы европейского садоводства.
Примерно в то же время началось развитие христианской символики цветов и языка цветов. По прошествии веков красота цветов покорила святых отцов, и лучшие растения стали ассоциировать с Девой Марией, Христом и святыми. В сохранившемся описании монастырского сада в Германии того времени его автор выделил “два цветка, особенно любимых и снискавших восхищение, которые веками стоят как символы величайших сокровищ церкви — роза, символ пролитой крови мучеников, и лилия — сияющий символ веры”.

Тексты Библии давали пищу христианским мыслителям для построения символических конструкций и аллегорий. В стихах псалмов, в пророчествах Исайи, на страницах Нового Завета повторяются слова, уподобляющие жизнь человеческую траве. “Что до человека, его дни, как трава, он цветет не долее, чем цветок на поле. Ветер прошел над ним — и нет его, и место, где он был, неизвестно” — эти стихи из псалма 103 на многие века стали впечатляющим образом бренности и скоротечности земной жизни. Поскольку слава мирская и блага земной жизни тленны и эфемерны, цветок в христианском искусстве также является символом пустоты (по-латыни vanitas) — пустой суеты в достижении богатства и почестей.
Вместе с тем слова пророка Исайи о ростке от корня древа Иессеева и о цветке, который даст этот побег, истолковывались теологами как пророчество о Деве Марии и Христе. Обычной метафорой у христианских писателей стал образ Христа — прекраснейшего из цветов, и это способствовало оправданию природы и восприятию ее в положительном смысле. Красота цветов становилась подтверждением того, что мир создан Богом".

Символическое значение приписывалось цветам по ассоциации с разными признаками — с формой, цветом, по созвучию с названием цветка, по месту произрастания. Все белые цветы означали чистоту и непорочность, в особенности белые розы и лилии, красные цветы были символом Страстей Христовых (особенно розы), крови, пролитой святыми и мучениками. Цветы всех оттенков синего, голубого, сиреневого — колокольчики, васильки, фиалки, ирисы, незабудки — напоминали о небесной синеве.
Аквилегия (водосбор), чьи лепестки отдаленно напоминают голубя, считалась символом Святого Духа, а ее трехчастные листья символически соотносились со Святой Троицей, так же как земляника и маргаритка благодаря форме своих листьев, а анютины глазки — цветов.
Незабудка уже своим именем напоминала о необходимости размышлений о божественных сущностях."


Альбом: Символика цветов


Натюрморт на переднем плане центральной части алтаря – один из самых совершенных натюрмортов в нидерландской живописи XV века. Если не знать, что это фрагмент большой композиции, то может показаться, что перед нами совершенно законченный натюрморт, хотя он еще не оформился как самостоятельный жанр в искусстве. Нельзя не отметить великолепное материальное письмо сосудов. На первом плане изображена испано-мавританская ваза, так называемый «альбарелло», с огненной лилией. Толстые стенки, характер росписи, фактура поверхности фаянса переданы с великолепным вкусом и ощущением достоверности. Замечательно написана вода в другом сосуде, а ведь художник наносит всего лишь несколько белильных мазков поверх темной краски, а у нас возникает ощущение абсолютной достоверности, ощущение холодной влаги, сверкающей в этом сосуде с неострыми гранями.
Лилии, ирисы, колокольчики, гвоздики написаны очень точно и в то же время очень поэтизированы. Эти цветы несут в себе еще и символический смысл – христологический и мариологический. Красная лилия – традиционный символ крови Христовой так же, как и гвоздика.
Белая лилия - символ чистоты Богородицы, ее традиционно изображали в руках архангела Гавриила в сценах "Благовещения".

Гуго ван дер Гус.«Алтарь Монфорт». Альбом: Символика цветов


Гуго ван дер Гус.«Алтарь Монфорт».Фрагмент. Альбом: Символика цветов

Гуго ван дер Гус.«Алтарь Монфорт».Фрагмент Альбом: Символика цветов
А.Дюрер.Ирисы. Альбом: Символика цветов


Ирисы считаются символами Христа, а иногда и Богоматери, не столько из-за цветков, сколько из-за формы листьев, которые напоминают лезвие меча. В народе ирисы называют еще и мечелистами. Ирисы могут символизировать мечи, пронзающие Иисуса, или мечи, пронзившие скорбящую Богоматерь. И на Западе, и у православных есть тип изображения Мадонны - «Мадонна всех скорбящих» с семью мечами, пронзающими сердце Богоматери.
Неслучайно рисунки ирисов и лилий особенно часто встречаются в альбомах натурных зарисовок, например, рисунок ирисов Дюрера или лилии из альбома Леонардо да Винчи.
Темные колокольчики – символ семи скорбей Марии. В католической традиции эти мотивы более развиты, чем в православной, хотя тоже присутствуют. Католики почитали семь радостей и семь скорбей Богоматери. Радостные события, связанные с ней (от Благовещения до Вознесения), и горестные (от первой потери двенадцатилетнего Иисуса в Иерусалиме до Голгофских событий). У нас есть тоже некоторая аналогия – цветы дельфиниума тоже синевато-лиловые, они похожи на колокольчики, хотя и не относятся к этой разновидности. Дельфиниум в народе называют «богородицины слезки».
У Гуго ван дер Гуса эта символика присутствует так же и в так называемом «Алтаре Монфорт».
(Вадим Клеваев "Лекции...")

Витторио Карпаччо. "Рыцарь". Альбом: Символика цветов


Альбом: Символика цветов
Альбом: Символика цветов
Альбом: Символика цветов

Ирисы, лилии, незабудки в "Рыцаре" Витторе Карпаччо.



Леонардо да Винчи."Благовещение". Альбом: Символика цветов


Альбом: Символика цветов
Альбом: Символика цветов

Лилии в "Благовещении" Леонардо да Винчи


"В сценах, связанных с Девой Марией — в Благовещении или Рождестве, — появляются и первые букеты. Они объединяют основные посвященные ей цветы в символический “букет добродетелей Девы Марии”. Мастер Благовещения из Экса написал такой букет из красной розы жертвенности, лилии девственности и ириса страданий на первом плане алтаря “Благовещения”. От букета — детали, хотя и многозначащей в фигурной композиции, до букета — самостоятельного предмета изображения оставался один шаг, и его сделал нидерландский художник Мемлинг, написав первый цветочный натюрморт на обороте мужского портрета в маленьком триптихе, где центральную створку с изображением Марии с младенцем обрамляли портреты четы донаторов (1490).


Альбом: Символика цветов



В нише на персидском ковре, покрывающем стол (а скорее алтарь), Мемлинг изобразил фаянсовую вазу с монограммой Христа (HIS) с букетом из лилии, ириса и колокольчика. В закрытом виде на створке перед молящимся представала не религиозная фигура, как обычно, а ее символ, выраженный в виде изящного цветочного натюрморта. Ниша есть знак сакрального пространства, ваза, как указывает монограмма, символизирует Христа, который есть “сосуд жизни вечной”, чистотой (лилия) и страданием (ирис) победивший смерть (колокольчик-аквилегия был символом победы жизни над смертью).

Это одно из ярчайших проявлений скрытого символизма нидерландской живописи XV в., достигшей высочайшего совершенства в воплощении сакрального смысла в религиозной картине при помощи точно выбранных и предельно правдоподобно переданных предметов окружающего мира." (Наталья МАРКОВА "О символике цветов в классическом искусстве").

Comments

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
michletistka wrote:
Mar. 22nd, 2009 04:16 pm (UTC)
Ух! Какая классная тема!
manon_gabrielle wrote:
Mar. 22nd, 2009 04:19 pm (UTC)
Да) ... Можно развернуться, милости просим - добавьте что-нибудь! О каком-нибудь цветочке)
(no subject) - michletistka - Mar. 22nd, 2009 04:45 pm (UTC)
(no subject) - manon_gabrielle - Mar. 22nd, 2009 06:17 pm (UTC)
(no subject) - michletistka - Apr. 7th, 2010 04:02 pm (UTC)
(no subject) - michletistka - Apr. 7th, 2010 04:06 pm (UTC)
(no subject) - michletistka - Apr. 7th, 2010 04:47 pm (UTC)
(no subject) - manon_gabrielle - Apr. 7th, 2010 06:16 pm (UTC)
(no subject) - michletistka - Apr. 8th, 2010 04:10 am (UTC)
(no subject) - michletistka - Apr. 8th, 2010 04:25 am (UTC)
(no subject) - manon_gabrielle - Apr. 9th, 2010 08:47 pm (UTC)
(no subject) - michletistka - Apr. 10th, 2010 09:41 am (UTC)
(no subject) - manon_gabrielle - Apr. 10th, 2010 02:22 pm (UTC)
(no subject) - michletistka - Apr. 11th, 2010 04:20 am (UTC)
animagemella1 wrote:
Mar. 22nd, 2009 05:24 pm (UTC)
Как всегда - очень интересно! Спасибо!
manon_gabrielle wrote:
Mar. 22nd, 2009 06:15 pm (UTC)
=)))Спасибо! Берите с нас пример!
valya_15 wrote:
Mar. 22nd, 2009 06:16 pm (UTC)
Спасибо! Будем надеяться, что скоро зацветем. И расцветем тоже. :-)
Между прочим, с прошедшим вас Днем поэзии еще раз!
manon_gabrielle wrote:
Mar. 22nd, 2009 06:27 pm (UTC)
Расцветем - однозначно!

С Днем Поэзии?!=) Есть еще такой праздник в календаре? Большое спасибо. Взаимно. Причислям себя и Вас.
(no subject) - valya_15 - Mar. 22nd, 2009 06:36 pm (UTC)
(no subject) - manon_gabrielle - Mar. 22nd, 2009 07:55 pm (UTC)
(no subject) - valya_15 - Mar. 22nd, 2009 10:14 pm (UTC)
(Anonymous) wrote:
Mar. 22nd, 2009 06:54 pm (UTC)
Спасибо Вам огромное. Немного добавлю.

Символом страданий Христа также считается чертополох, а акант - символ наказания за грехи. Хризантема- символ страдания мучеников, а подорожник- символ пути людей, ищущих Христа (из книги Н.Поповой "Античные и христианские символы").

А вот приведенная цитата из 103 псалма в синодальном переводе звучит несколько по-другому. Мне кажется, что глубже: "Дни человека - как трава; как цвет полевой он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его".

кофелен
manon_gabrielle wrote:
Mar. 22nd, 2009 08:09 pm (UTC)
Да-да, спасибо. Мы же не редактировали текст уважаемай Н.Марковой. Конечно, в синодальном переводе - глубже: "...и место его уже не узнает его".

На самом деле интересны "метаморфозы" символов (пусть и цветочных). Проследить до сегодняшнего дня, сегодняшнего языка цветов (европейского, конечно).
kira_culufin wrote:
Mar. 22nd, 2009 06:57 pm (UTC)
спасибо!
всё,что пор символы-мне очень интересно
manon_gabrielle wrote:
Mar. 22nd, 2009 07:58 pm (UTC)
И Вам спасибо. Может заинтересуетесь у нас в журнале : "Сад мирских наслаждений", "Портрет семьи Арнольфини", посмотрите по оглавлению)
(no subject) - kira_culufin - Mar. 23rd, 2009 12:40 pm (UTC)
piternika wrote:
Mar. 22nd, 2009 08:17 pm (UTC)
Очень познавательный пост! Спасибо!
manon_gabrielle wrote:
Mar. 22nd, 2009 08:29 pm (UTC)
Спасибо и Вам. Мы стараемся)
lufer_lj wrote:
Mar. 22nd, 2009 10:45 pm (UTC)
Какие ИРИСЫ!!!
Дорогой Бог!
Изображать цветы вот так без кокетства - потом уже не умели.
Разве что на популярных в офисах рисунках профессиональных ботаников-энциклопедистов:)
А.Дюрер - ксати - как верщина жанра.
наверняка у Леонардо можно такие штуки найти.
Цветок как чудо природы, а не как подарок на 8-е марта:)
manon_gabrielle wrote:
Mar. 23rd, 2009 11:20 am (UTC)
Что-то у Леонардо не особенно много нашлось рисунков растений.Много думал о механизмах). А Дюрер - да! Один из лучших, наверное, в мире рисовальщиков. Ведь это - подход, рисовать, как Вы говорите, "без кокетства".Рисовать "чудо природы", а не "объект" какого-то постороннего интереса. После северян эпохи Возрождения уже почти никому не удавалось...
(no subject) - lufer_lj - Mar. 23rd, 2009 12:55 pm (UTC)
(no subject) - manon_gabrielle - Mar. 23rd, 2009 01:32 pm (UTC)
(no subject) - lufer_lj - Mar. 23rd, 2009 01:52 pm (UTC)
(no subject) - manon_gabrielle - Mar. 23rd, 2009 03:42 pm (UTC)
(no subject) - lufer_lj - Mar. 23rd, 2009 04:31 pm (UTC)
(no subject) - manon_gabrielle - Mar. 23rd, 2009 05:23 pm (UTC)
(no subject) - lufer_lj - Mar. 23rd, 2009 05:27 pm (UTC)
anafema_device wrote:
Mar. 23rd, 2009 04:09 am (UTC)
Самый первый цветочный натюрморт удивительно изящен и лаконичен. Что-то есть в этой простоте...
manon_gabrielle wrote:
Mar. 23rd, 2009 11:22 am (UTC)
Вроде бы ван дер Гус был душевно болен. Но такая ясность рисунка не соответствует представлению о душевной болезни. Хотя, кто знает ...
wienta wrote:
Mar. 23rd, 2009 06:36 am (UTC)
Замечательная статья и подборка.

Если не знать, что это фрагмент большой композиции, то может показаться, что перед нами совершенно законченный натюрморт

именно так и подумала, увидев эти букеты.
Спасибо большое!
manon_gabrielle wrote:
Mar. 23rd, 2009 11:24 am (UTC)
И Вам спасибо. С вашей легкой руки подключились к art_gerbary, там замечательные есть работы.
(no subject) - wienta - Mar. 23rd, 2009 11:30 am (UTC)
(no subject) - manon_gabrielle - Mar. 23rd, 2009 11:40 am (UTC)
sherryvolpin wrote:
Mar. 23rd, 2009 07:22 am (UTC)
Спасибо огромное. Замечательная статья: лаконичная, изящная, точная.
Спасибо за пост и за знакомство.

Каждое бы утро начиналось так.

Спасибо.
manon_gabrielle wrote:
Mar. 23rd, 2009 11:26 am (UTC)
=) Все утра мира прекрасны)
Спасибо за добрые слова. Мы, собственно, только компелировали)
(no subject) - sherryvolpin - Mar. 23rd, 2009 11:35 am (UTC)
(no subject) - manon_gabrielle - Mar. 23rd, 2009 11:46 am (UTC)
birdthephocnix wrote:
Mar. 23rd, 2009 08:14 am (UTC)
очень любопытно...
спасибо за хороший материал.)
manon_gabrielle wrote:
Mar. 23rd, 2009 11:27 am (UTC)
Благодарим.
Да ... многое можно "описать", - было бы время)
pitonvstene wrote:
Mar. 24th, 2009 06:22 pm (UTC)
спасибо за материал.
Только вот Карл Великий никакого отношения к Крестовым походам не имел.
manon_gabrielle wrote:
Mar. 24th, 2009 06:44 pm (UTC)
=)Спасибо за внимательное чтение.
Хотя мы не редактировали текст г-жи Н.Марковой, а только выборочно цитировали, но и у нее ошибки, собственно, нет: "Во время Крестового похода в мавританскую Испанию"(с). В данном случае выражение "крестовый поход" является образным. Единственно, не следует в таком случае писать слово "крестовый" с большой буквы.
Немедленно исправим!)
vianega wrote:
Mar. 24th, 2009 06:39 pm (UTC)
большое спасибо!!
прочитала увлеченно
manon_gabrielle wrote:
Mar. 24th, 2009 06:46 pm (UTC)
И вам спасибо. Намереваемся написать вторую часть)
fratercula wrote:
Mar. 24th, 2009 11:09 pm (UTC)
Интересно, у меня есть тонкая, но очень содержательная немецкая книжечка про символику садов и цветов в исламской традиции.
manon_gabrielle wrote:
Mar. 24th, 2009 11:33 pm (UTC)
Ну, может быть, если найдется время, что-нибудь из нее переведете, запостите, - будет очень интересно.
(no subject) - fratercula - Mar. 24th, 2009 11:37 pm (UTC)
(no subject) - manon_gabrielle - Mar. 25th, 2009 08:36 am (UTC)
(no subject) - fratercula - Mar. 25th, 2009 12:41 pm (UTC)
(no subject) - manon_gabrielle - Mar. 25th, 2009 04:06 pm (UTC)
evu67 wrote:
May. 8th, 2009 02:27 pm (UTC)
Спасибо Вам огромное за интереснейшую статью и поздравляю Вас с праздником!
Не могли бы Вы мне помочь, какие символические изображения любви к Богу есть в православном (греческом) искусстве?
Заранее спасибо.
manon_gabrielle wrote:
May. 8th, 2009 03:36 pm (UTC)
Спасибо Вам. И Вас с праздником!

Вопрос сформулирован не совсем четко. Но, в любом случае, отсылаем Вас к двум базовым источникам:


http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=33 Кондаков "Иконография Богородицы"

http://feb-web.ru/feb/rosarc/ra9/ra9-603-.htm Уваров "РУССКАЯ СИМВОЛИКА"

А там уже найдете библиографию. Успехов :)

(no subject) - evu67 - May. 8th, 2009 04:26 pm (UTC)
(no subject) - manon_gabrielle - May. 8th, 2009 05:08 pm (UTC)
(no subject) - manon_gabrielle - May. 8th, 2009 05:12 pm (UTC)
(no subject) - evu67 - May. 8th, 2009 05:27 pm (UTC)
(no subject) - manon_gabrielle - May. 8th, 2009 05:37 pm (UTC)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

Latest Month

April 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

IV
Powered by LiveJournal.com